Борщовские крестьянские фамилии
ИССЛЕДОВАНИЕ О КРЕСТЬЯНСКИХ ФАМИЛИЯХ ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗУЧЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ВОТЧИНЫ КНЯЗЕЙ КОЗЛОВСКИХ
ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ
Поводом к данному исследованию послужил архивный документ, непосредственно относящийся к одной из вотчин князей Козловских в Костромском уезде. В нем шла речь о селе Борщовка с деревнями и пустошами, которое после гибели его владельца князя Бориса Андреевича Козловского в 1714 г. в бою со шведами под Нарвой, отходило во владение его вдовы и детей. При описании тяглого сельского населения Борщовки и окрестных деревень большая часть крестьян была указана с фамилиями. Это обстоятельство привело к попытке восстановить, на основе изучения других писцовых материалов по этой местности, историю крестьянских семей с указанными фамилиями.
Географически первоначальная территория вотчины князей Козловских находилась в Костромском уезде в Плесском стане на правом берегу Волги при в падении в нее речки Сунжи. Эти земли Козловские получили в поместье в 16 веке после оставления ими Литвы и перехода на службу к Великим Московским Князьям.
К сожалению описания этих мест более раннего периода не сохранились. Более подробный писцовый материал представлен документами 17-го столетия. В писцовых книгах по Костроме видны последствия Смутного времени, которое оставило разрушение и запустение всего Костромского уезда. Не избежало разорения и Борщовское поместье. По ссылке в писцовой книге по Костроме 1635-36 гг. на дозорную книгу 1619-20 гг. в Борщовке было 8 дворов. Кроме самого села были заселены лишь две деревни, входившие в поместье: Кузнецово на левом берегу р. Сунжи с пятью дворами и Манково с тремя дворами на левом же берегу Сунжи при впадении ее в Волгу. Пустоши: Кученево, Абабково, Микулино Большое и Малое были заселены лишь к середине 17 века. В это же время появляются сведения о первых крестьянских фамилиях.
Кроме материалов писцовых и переписных книг для выявления крестьянских фамилий послужили отказные книги, в которых указывались подробные данные о составе сельского населения и количестве земли при разделе владений между наследниками. Большую помощь в исследовании оказали известия о беглых крестьянах, что очень важно при поиске данных о той или иной крестьянской семье. Не редкими были случаи, когда крестьяне возвращались из бегов на прежнее место жительства.
Следующим источником послужили материалы ревизий, проводившихся в России в 18 и 19 столетиях. Время проведения ревизий затягивалось порой на несколько лет, да и состав сведений в них с каждой переписью менялся. Так, к примеру, в материалах ревизии 1748 г. продолжалось указываться только мужское население. Дополнительными сведениями явились указания на перевод сельского населения из других владений кн. Козловских в их Борщовскую вотчину и наоборот. В ревизии 1763 г. указаны очень подробные сведения по составу населения. В частности занесены данные о женском поле с указанием имен крестьянских жен, их прежнего места жительства и возраст. При указании состава семьи записывались на равне с сыновьями и дочери. Указывались даты ухода крестьян на военную службу и год смерти.
Ревизские сказки конца 18 в. и всего 19-го не содержат столь подробного материала. Более того, в них полностью отсутствуют крестьянские фамилии, что усложняет изучение темы. Другая проблема – это процесс дробления Борщовской вотчины между родственниками кн. Козловских. Дело в том, что не сохранились все данные ревизий, и поэтому не возможно проследить историю той или иной крестьянской семьи в полном объеме. К тому же не сохранились материалы 2-й ревизии 1719 г.
На протяжении 17-19 вв. территория вотчины увеличивалась, включая в себя села и деревни некогда принадлежавшие другим помещикам. Поэтому в данное исследование включены разыскания по крестьянским фамилиям найденным в части села Семигорье, принадлежавшего кн. Козловским с 17 века. Это село находится на правом берегу Сунжи при впадении ее в Волгу. К владениям кн. Козловских в Семигорье относились ближайшие деревни, которые так же вошли в границы исследования.
Все выявленные фамилии указаны в алфавитном порядке. Описание их начинается с центра вотчины, т. е. с села Борщовка. Далее населенные пункты идут в том порядке, в котором они указывались в архивных документах.
Для данного исследования привлечены документы Российского Государственного Архива Древних Актов и Государственного Архива Костромской Области.
СЕЛО БОРЩОВКА
АНТИПИНЫ
Предок Антипиных впервые указан в писцовой книге по Костроме. Им был крестьянин Онтипка Григорьев, живший в Борщовке. В переписных книгах середины 17 века указаны два сына Онтипки Григорьева Васка и Богданко. В переписных книгах конца 17-го столетия встречается несколько крестьян с отчеством Антипин. В частности это были: «Мишка да Ондрюшка Антипины дети. У Мишки сын Якушко, у Ондрюшки сын Якушко да сын Куземка десяти лет». (РГАДА, ф. 1209, оп. 59, д. 10983, л. 225). Далее указан Ивашко Онтипин, который приходился пасынком бобылю Агафонке Осипову по прозвищу Третьяк. И заключает список Тимошка Антипин с сыновьями Онашкой, Обрамкой, Потапкой, Феткой, Гришкой и Куземкой. В отказной книге 1697 г. записан все тот же Мишка Антипин с сыном Якушкою и Тимошка Антипин, у которого кроме перечисленных выше сыновей появилось прибавление: Коска, Кирюшка и Мишка. Старший сын Тимофея Антипина был к тому времени женат и имел трех сыновей: Ивашку, Стенку и Гришку. В ревизской сказке 1709 г., когда Борщовкой владел кн. Борис Андреевич Козловский, указано только два сына Тимофея Антипина Потап, и Козма. После чего мы встречаем Василия Яковлева и его брата Игнатия, к которым мы еще вернемся. Впервые фамилию Антипин мы встречаем в отказной книге 1714 г. Но родственной связи с ранее указанными крестьянами с отчеством Антипин, которое могло перейти в фамильное прозвище, не прослеживается. В частности в названном документе записаны: Василий Яковлев сын Антипин, тот самый, который в 1709 г. был написан без фамилии Антипин, Иван Яковлев сын Антипин, и его сыновья Никита и Андрей. Василий Яковлев сын Антипин. Все они были жителями Борщовки. Далее указан Кузма Андреев сын Антипин с сыновьями Герасимом и Обрамом.
В материалах последующих переписей представитетели рода Антипиных не встречаются. Можно предположить, что Антипины были переведены в другие деревни, что установить сложно.
БАСКАКОВЫ
Фамильное прозвище Баскаковы впервые в Борщовке встречается в переписных книгах по Костроме в середине 17 века. Несколько Баскаковых жили в то время Борщовке в задворных людях: «В том же селе Борщовке задворных людей Пятунка Гордеев сын Баскаков з детми Сенка двунатцати лет Климко девети лет да Стенка Гордеев сын Баскаков» (РГАДА, ф. 1209, оп. 58, д. 10980, л. 539 об.). Кроме того, из той же переписной книги становится известным, что Пятунка Баскаков живет во дворе своего отца Гордея, который в свою бытность служил приказчиком у князя Козловского.
В последней четверти 17 века несколько Баскаковых были указаны с другим отчеством. В частности известный нам Сенка Гордеев сын Баскаков записан Сенкой Устиновым Баскаковым. С ним вместе жил его брат Ондрюшка Устинов Баскаков. У них обоих были дети: у Сенки - Ивашко и Акишко, у Ондрюшки – Обрамко, Конанко и Ортюшка. Тоже самое относится и к Климко Гордееву Баскакову, который указан, что он сын Устинов. У него два сына – Ивашко и Тимошко. У Климка был брат Ромашко, у которого так же два сына – Гаранка и Ивашко.
В 1697 г. несколько владений князей Козловских в Костромском уезде, в том числе и Борщовская вотчина, были описаны по челобитью князя Марка Андреевича Козловского всвязи с разделом недвижимого имущества. В описи сельского населения мы встречаем Баскаковых, но без указания фамилии.
В 1709 г. в Борщовке при новой переписи вновь указаны представители рода Баскаковых. В частности упоминается Герасим Романов с братом Василием.
В 1714 году после гибели под Нарвой князя Бориса Андреевича Козловского Борщовская вотчина переходит его вдове и детям. В отказной книге указаны более подробные данные о Баскаковых. Первым указан Михей Романов сын Баскаков с детьми Иваном и Захаром. В его же доме живет его родной брат Михайло. О Михайле Романове сыне Баскакове известно еще из ревизской сказки 1709 г, где он жил во дворе своего дяди Потапа Тимофеева. Далее идет Герасим Романов сын Баскаков с сыном Филипом. Никифор Иванов сын Баскаков с детьми Гаврилою и Ларионом. Тимофей Клеменьев сын Баскаков с сыном Василием. Артемий Андреев сын Баскаков, живший в своем дворе с родным братом Андреем, у которого указан сын Гаврило. Иван Клементьев сын Баскаков с сыновьями Ананием и Осипом.
В 1714 г. указан Иван Иванов сын Баскаков – сын Ивана Семенова сына Баскакова. У него было три сына: Сидор, Максим и Григорий.
В дальнейшем почти все представители рода Баскаковых были переведены из Борщовки в соседнюю деревню Кученево. Это произошло во второй четверти 18 века. К тому времени вторая половина Борщовки стала носить название с. Стрелка после того как ею стал владеть Александр Ильич Бибиков, женившийся на княжне Анастасии Семеновне Козловской. Из содержания ревизской сказки 1748 г. следует, что прежде Баскаковы жили в обеих половинах с. Борщовки. Начнем непосредственно с владений кн. Козловских, а именно с их половины д. Кученево. Сюда из Борщовки были переведены Михайло Романов сын Баскаков с сыном Григорием. В соседнем дворе жил племянник Михайлы Романова Захар Михеев сын Баскаков с многочисленной семьей. У него указано пять сыновей: Алексей, Матвей, Тихон, Петр и Леонтей. Последним Баскаковым, переведенным кн. Козловскими из Борщовки в Кученево был Никифор Иванов сын Баскаков. К этому времени у него уже было трое сыновей: Гаврило, Ларион и Иван. В то же время кн. Козловскими был переведен с семьей в д. Большое Никулино из Борщовки Михей Иванов сын Баскаков, имевший трех сыновей: Григория, Павла и Петра.
В свою очередь в д. Кузнецово был переселен Осип Иванов сына Баскаков.
В этом же году в с. Стрелка указан Иван Денисов сын Баскаков с сыном Петром.
В ревизской сказке 1763 г. на половине д. Кученево кн. Козловских указано, что Михайло Романов сын Баскаков умер в 1750-м году. Его сын Григорий был отдан в рекруты в 1757 г. У Григория указаны дети: сын Михайла; и дочери: Варвара и Степанида. Захар Михеев сын Баскаков скончался в 1752 г. После него осталась вдова Марфа Андреева дочь, до замужества жившая в д. Борутиха. После Захара Баскакова осталось большое потомство. Старшему среди сыновей Алексею в 1763 г. было 32 года. Женат он был на Настасье Андреевой дочери родом из д. Лемешихи. Их дети: Никита, Василий и дочь Катерина.
В 1763 г мы встречаем Ивана Денисова сына Баскакова, который указан с отчеством Демков. Он был женат на Прасковье Григорьевой дочери, взятой по отпускной из борщовской усадьбы в бытность владения ею кн. Ивана Борисовича Козловского. Кроме сына Петра у них родился еще сын Ефим.
БЕЗРЯДОВЫ
Предки Безрядовых впервые упоминаются в переписной книге по Костроме 1683 года. В то время в Борщовке жил бобыль Мокушка Василев со своим племянником Фомкою Федоровым. В 1697 г. указано, что у Фомки Федорова был сын Гришка.
В ревизской сказке 1709 г. мы встречаем еще семью Безрявовых, которые были указаны без фамилии. Это были: Никифор Иполитов с братом Трифоном и Иваном. У Никифора Иполитова значился племянник Осип Федоров, что указывает на то, что у Никифора был брат Федор. Далее указывается известный нам Григорий Фомин с братьями Федотом и Иваном. В 1714 г. вышеуказанные крестьяне пишутся Безрядовы. Мы встречаем Трифона Карпова сына Безрядова с сыновьями Федором и Ларионом с которым так же живут его племянники Осип и Никифор Федоровы дети. Таким образом есть мнение, что отчество Карпов указано ошибочно. Далее идет Дмитрий Герасимов сын Безрядов с сыном Герасимом и племянником Иваном Ивановым. За ними следует Иван Яковлев сын Безрядов с сыном Кондратием и с родными братьями Максимом и Леонтием. Известный нам Никифор Иполитов сын Безрядов с сыном Мишкой и с братом Иваном у которого есть сын Филип. Далее указан Иван Артемьев сын Безрядов с сыном Семионом. И заканчивает список рода Безрядовых ранее указанный Фома Федоров с сыном Григорием у которого годовалый сын Семион.
В ревизии 1748 г. когда уже село Борщовка, разделенное на две половины между кн. Козловскими, одна из которых стала называться Стрелкой. Ею владел кн. Семен Борисович Козловский. Он то и распорядился переселить известного нам Дмитрия Герасимова сына Безрядова и Стрелки в дер. Кузнецово. К тому времени самому Дмитрию было 52 года, а одному из его сыноыей Борису – 19.
В ревизской сказке 1763 г. указано, что Дмитрий Герасимов сын Безрядов умер в 1747 г. У его же сына Бориса указана Лукерья Федорова дочь родом из дер. Кузнецово и их дети - сыновья: Григорий, Ефим, Андрей, Яков и дочь Арина. В Кузнецове, во время проведения ревизии 1748 г. уже жил и к тому времени умер Митрофан Никифоров сын Безрядов. переведенный из Борщовки. У него остался малолетний сын Иван, которому в 1763 г. было 18 лет. Он был холост и жил с матерью.
ВОЛКОВЫ
По ревизии 1748 г. указан Иван Семенов сын Волков. У него сын Лев. В 1763 г. Иван Семенов сын Волков ошибочно указан Волским. Так же становится известно, что он умер в 1758 г. После него остались два сына Лев и Захар.
ГОЛУБЕВЫ
Голубевы встречаются в Борщовке только в1714 г. – Терентий Федотов сын Голубев с сыном Иваном. Далее их следы теряются.
КУЛАКОВЫ
Род Кулаковых ведет свое начало от бобыля Гаврилки Яковлева, который имел свой двор в Борщовке по писцовым книгам 1627-28 годов. В середине 17 века он уже в крестьянах и у него: «сын Митка, да Офонка, а у Митки сын Серешко четырех лет». В конце 17 века упоминается лишь Митка Гаврилов сын Кулаков с сыновьями Серешкой, Оской и Ивашкой. У Оски был сын Фетка, а у Ивашки Обрамко. В 1697 г. Митка Гаврилов сын Кулаков с детьми Серешкой и Ивашкой, у которого сын Обрамко живут в одном дворе. Другой сын Митки Кулакова Оска с сыном Федкой живет в отдельном дворе. В 1714 г. значится, что у Обрамки Иванова сына Кулакова есть сыновья: Михайло, Трифан, Дорофей и Терентий. В том же году встречаем Андрея Емельянова сына Кулакова, который имеет сына Федора. С ним же живет его родной брат Ананья с сыновьями Сергеем и Акимом. Что же касается указанного выше Оски Кулакова, то он вместе с семьей сбежал.
До времени проведения ревизии 1748 г. Ананий Андреев сын Кулаков умер. У него кроме сыновей Сергея и Акима был сын Иван У Федора Андреева сына Кулакова были три сына Иван и Василий и Семен. У Семена сын Данило.
Далее судьба этой семьи такова. По ревизии 1763 г. дети Федора Андреева сына Кулакова обзавелись семьями и жили в своих дворах. Федор Андреев сын Кулаков вместе с детьми Иваном и Василием были проданы в сельцо Василево в 1754 г. кн. Сергею Петровичу Козловскому. Семен Андреев сын Кулаков был женат на Прасковье Андреевй дочери, взятой из вотчины кн. Петра Ивановича Козловского села Вичуги. У них трое сыновей Данило, Афонасей, Герасим, и дочери Елена, Авдотья и Марфа.
КУРИЦЫНЫ
Предок Курицыных встречается в переписных книгах 1654 г. Им был бобыль Карпейка Дорофеев. В конце 17 века у него два сына Архипка и Ивашка. У Архипки дети Федоска и Мишка, а у Ивашки Федка. В 1714 г. у Ивашки были еще два сына Семен и Прокофей.
МАЛГИНЫ
В 1714 г. указан Иван Артемьев сын Малгин. У него дети: Кузма, Иван, Григорий. У Кузмы сыновья Ефим и Григорий.
РУМЯНЦОВЫ
По ревизии 1748 в Стрелке указан Иван Григорьевич сын Румянцов у которого было три сына: Федор, Лаврентий и Алексей. По ревизии 1763 г. о Румянцовых есть более подробная информация. Старший сын Ивана Румянцова Федор был женат на Аграфене Афанасьевой дочери, которая была взята по отказной у Федора Петровича Самарина. У них было два сына Яков и Николай.
Средний сын Лаврентий был женат на Арине Андреевой дочери, взятой из вотчины Александра Ильича Бибикова Донковского уезда села Баловнева. У них дети: Сильвестр, Марфа и Пелагея.
Младший сын Алексей был женат на Федоре Яковлевой дочери, жившей в том же селе Стрелка. У них дочь Авдотья.
СКОРОБОГАТОВЫ
О крестьянах Скоробогатовых мало, что известно. Единственный раз они упоминаются в 1714 г. Иван Большой и Иван Меньшой Григорьевы дети Скоробогатовы, и Афанасий Яковлев сын Скоробогатов. У него указаны три сына: Василий Иван Большой и Иван Меньшой.
ХОТЕНОВЫ
В 1714 г. это фамильное прозвище носили Федор Иванов Иван Иванов дети Хотеновы. Может быть они были братьями.
ХОХОЛИНЫ
Тот же 1714 г. Фрол Андреев сын Хохолин, его жена Марфа и дети: Иван Большой и Иван Меньшой и Филип.
ШОКУРОВЫ
В ревизской сказке 1748 г. указано, что в Борщовке был поселен Иван Семенов сын Шокуров. Его купил еще кн. Иван Борисович Козловский у владельца села Теплый Стан Алатырского уезда Ильи Александровича Товарищева. Вскоре, в 1750 г., Иван Шокуров умер.
ЩЕРБИНИНЫ
В 1714 г. во дворе Матвея Романова сына Баскакова жил его племянник Макар Кирилов сын Щербинин.
© А.А. Любимов
Напечатано с разрешения автора
Назад к списку