А. Любимов. Очерки церковной истории. ПЕТРОВСКИЙ ПОГОСТ
На левом берегу реки Сунжи при впадении ее в Волгу с незапамятных времен стоял старинный Петровский погост.
Его существование подтверждают документы 17 века. Упоминание о нем встречается в писцовой книге по Костроме при описании земельных угодий в поместье князя Афанасия Григорьевича Козловского с центром в селе Борщовка: «Сена по реке по Волге да устьи реки Сунжи да по реке по Сунже от Петра Святаго вниз до устья к Волге пятьдесят копен...».(1) Другое упоминание - в переписных книгах по Костроме середины 17 века: «Погост Плеские десятины пуст. Ц[ер]ковь святых апостолов Петра и Павла. Да за попом Иваном Максимовым на церковной земле бобыл[ь] Федотко Остафьев». (2)
По вопросу о возникновении погостов на территории Руси довольно подробно высказывался историк С. Б. Веселовский. О более древнем значении погостов он говорил следующее: «Возможно, что погосты возникали на местах языческих мольбищ и пероначально были местами, куда население собиралось периодически – одновременно и для жертвоприношений, и для торговли. ... После принятия христианства погосты, как привычные для населения места периодических сборищ, естественно стали местами, где ставили церковь, и погост приобрел таким образом значение прихода, где поселился церковный причт и было устроено кладбище, если оно не существовало уже во времена язычества». (3)
Погост находился в очень удобном месте – при слиянии двух рек между гг. Плес и Кинешма. На его территории изначально стояли два деревянных храма - Петропавловский и Архангела Михаила. К 17-му столетию погост утратил свое значение церковно-административного центра и опустел. Можно предположить, что это произошло из-за последствий Смутного времени, но прямого указания на разрушение погостских церквей поляками в документах того времени не встречается.
По всей вероятности процесс запустения погоста начался уже в 16 веке, когда в Костромском уезде испомещенным в нем на службу князьям Козловским была дана в поместье половина села Борщовки. В 1636 г. кн. А. Г. Козловский возводит на «новоприбылой» церковной земле, то есть на прежнем месте, где когда-то стояла Петропавловская церковь новый деревянный храм с прежним престолом.(4)
В 1641 г. Федор Иванович Чичагов променял кн. А. Г. Козловскому свою половину Борщовки, которая была в то время не заселена. Так как вновь построенный храм стоял в некотором удалении от Борщовки, то принимается решение перевезти церковное строение на пустую половину села. Это всего лишь предположение. Может быть церковь сгорела, хотя таких сведений тоже не обнаружено. Но есть неоспоримый факт, что Петропавловский храм был вновь построен на прежнем месте, т. е. на территории погоста, а в последующее время стоял на правом берегу Волги почти до середины 19 века. В документах конца 17 в. Петровский погост уже не упоминался.
О некогда стоявшем погосте и старинном кладбище на левом берегу Сунжи напоминают человеческие останки, которые обнаруживаются во время весеннего половодья.
______________________________________________________________________________
1. РГАДА. Ф. 1209, оп. 57, д. 10598, л. 236об.
2. РГАДА. Ф. 1209, оп. 58, д. 10980, л. 530.
3. С. Б. Веселовский. Село и деревня в северо-восточной Руси 14-16 вв. Москва-Ленинград. 1938, сс. 14, 16.
4. Холмогоровы В. И. и Г. И. Плесская десятина жилых даных церквей и пустовых церковных земель 1628-1710 и 1722-1746 г. Кострома 1902, выпуск 3, сс. 93, 136.
© Андрей Любимов
Нравится
Назад к списку